|
Главная » Новости
Путь Чая - Chadō ( 茶道 )
20 ноября 2014 года профессиональный клуб Айкидо "Сутэми-додзё", в рамках мероприятий "Японская осень-2014" и благодаря позволению Натальи Бурмистровой, принял участие в закрытой чайной церемонии в исполнении профессора чайной школы Урасэнкэ (Япония), госпожи КАЦУРА Юко.
КАЦУРА Юко (KATSURA Yuko) – преподаватель чайной церемонии школы «Урасэнкэ» ( 裏千家 - Urasenke), член Ассоциации "Урасэнкэ интернешнл" ( http://www.urasenke.or.jp/texte/) . Госпожа КАЦУРА начала занятия по чайной церемонии с малых лет, поскольку она происходит из старинного рода чайных мастеров по материнской линии. Сегодня она является одним из главных членов школы чайной церемонии «Урасэнкэ» и проводит демонстрации чайной церемонии в учебных заведениях Японии и за рубежом. Является лауреатом различных премий по столовому этикету и чайной церемонии в Японии, а также профессором L.M. Montgomery Institute.
Школа "Урасэнкэ" является одной из трёх ( другие - Омотэсэнкэ, Мусякодзисэнкэ) школ японской чайной традиции, непосредственно происходящих от их общего основателя - Сэн-но Рикю ( 千利休 - Sen-no Rikyū)
Японская чайная церемония " тя-но ю" (茶の湯 - cha-no yu) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями. По праву называется "Путь Чая/ Тя-До" ( 茶道 - Sadō/ Chadō ).
По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. В XII веке монах Эйсай (栄西禅師 - Eisai/Yōsai Zenji ) способствовал введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото-но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая.
К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев.
Начиная с правления сёгунов ОДА Нобунага и ТОЁТОМИ Хидэёси культура японской чайной церемонии стала разительно отличаться от китайской, следуя японским принципам "ваби" (侘び - wabi) - стремление к простоте, скромности, внутренней силе, сдержанности, естественности ; и "саби" ( 寂び - sabi) - стремление к внутренней красоте, неподдельности, очарованию старины. Вместе эти два принципа "ваби-саби" олицетворяют чувство светлой меланхолии и духовной жажды в противовес напыщенности и праздному убранству, излишествам и подмене истиной красоты вещей и природы.
Появились чайные домики в виде небольшого крестьянского дома с соломенной крышей и очень низким и узким входом (войти возможно лишь на коленях, склонив низко голову). Появились чайные чаши из керамики ручной и грубой работы. Всё создавало красоту изящества Пустоты и благости Покоя.
Но подлинный расцвет японская чайная церемония обрела именно благодаря знаменитому чайному мастеру - Сэн-но Рикю, который был духовным наставником сёгуна-тирана ТОЁТОМИ Хидэёси, и не побоялся бросить ему вызов (смотрите фильм "Смерть мастера чайной церемонии/ Sen no Rikyu: Honkakubô ibun", 1989г. с МИФУНЭ Тосиро в главной роли).
Чайные домики ("тясицу") стали еще меньше (всего на два татами), но зато появились практика создания сада ("тянива") и дорожки, ведущей сквозь сад к чайному домику ("родзи")
Сэн-но Рикю также разработал много приборов для чайной церемонии, включая цветочные контейнеры, черпак для чая и крышку, выполненную из бамбука и также используемую ежедневно для чайных церемоний
Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Он также разработал простой стиль аранжировки цветами ("тябана") и традицию использования свитков с каллиграфией ("какэмоно/ какэдзику") , что являлась девизом-размышлением ("коан") данной чайной церемонии.
Помимо этих новшевств, определивших ход развития истории японской чайной церемонии, Сэн-но Рикю, основал свою собственную школу Сэнкэ (千家流 - Senke-ryū), использующей очень простые приборы и обстановку.
Эта школа стала воплощением 4-х главных принципов Пути Чая: гармонии "Ва" (和 - wa), почтительности "Кэй" (敬 - kei), чистоты "Сэй" (清 - sei) и тишины/покоя "Дзяку" ( 寂 -jaku). Этот принцип школы Рюкю ( Wa Kei Sei Jaku) и стал девизом мастер-класса госпожи КАЦУРА Юко.
После приветственного слова Генерального Консула Японии в Санкт-Петербурге, господина ЯМАМУРА Ёсихиро,
профессор КАЦУРА Юко рассказала об истории возникновения японской чайной церемонии, обустройстве чайного домика и прилегающего сада, символике основной чайной утвари, сезонности использования сладостей ("омогаси" и "хигаси"), значении 4-х главных принципов "тя-но ю"
Затем чайный мастер приступила к демонстрации самой церемонии
После окончания демонстрации чайной церемонии госпожа КАЦУРА представила публике своих ассистентов ("отомо"),
а приглашенные гости получили редкую возможность вкусить настоящий японский чай - "маття" ( 抹茶 - matcha), заботливо приготовленный для них
Многие гости отметили, что во многом благодаря чайному мастеру, госпоже КАЦУРА, чьё поведение разительно отличалось от местных последователей "тя-но ю", в атмосфере тишины, покоя, благожелательности они ощутили себя свободно, не скованными правилами, даже правилами этикета. Высшее проявление этикета — его отсутствие, когда всё само по себе происходит. Ведь чайные мастера Японии искали не правильные пропорции, не идеал прекрасного (некий принцип золотого сечения) или способы создать культ элитарной духовности, а стремились к созданию атмосферы беспрепятственного общения, согласия, естественности. Особенно гостей поразили безупречность и тщательность госпожи КАЦУРА в выборе чайной утвари, создании пространства импровизированной чайной комнаты и идеальное сочетание нарядного кимоно, причёски и внутреннего сияния личности самого чайного мастера в согласии с осенним сезоном!
Когда ученики спросили у Рикю: «В чем секрет Пути чая?», он ответил: «Их семь. Приготовьте такой чай, чтобы гости получили удовольствие. Положите уголь таким образом, чтобы вода закипела быстро. Поставьте цветок так, чтобы он ожил. Летом должно быть прохладно, зимой — тепло. Приходите немного раньше условленного времени. Приготовьте зонт, даже если нет дождя. Расположитесь сердцем к каждому из гостей» Эти семь принципов Рикю наряду с четырьмя правилами — Гармония, Почтительность, Чистота, Спокойствие, — должны постоянно присутствовать в сердце каждого, кто следует Пути Чая. Нельзя забывать, что вложить всю душу в приготовление чая, проявить истинность сердца ( "магокоро" - 誠心 / magokoro -"искренняя чистота сердца") важнее, чем соблюсти правила ритуала или искусно подобрать чайную утварь. Хочется верить, что местные последователи "Тядо" во главе с Натальей Бурмистровой смогут оценить глубину урока подлинного чайного мастера - КАЦУРА Юко!
Ведь, как говорил КАВАБАТА Ясунари: "Путь Чая — это не только церемония, устраиваемая в чайном доме. Смысл Пути Чая — в обновлении нашей повседневной жизни. В этом ее истинное назначение".
Полный фотоотчет смотрите здесь - http://vk.com/sutemidojo Два видео о чайной церемонии: 1) Основатель Айкидо, УЭСИБА Морихэй, и его супруга, О-Хацу ( начиная с 11 минуты) - http://www.youtube.com/watch?v=isAYqzkBTsk 2) Третий Досю, УЭСИБА Моритэру ( с 30 минуты) - http://www.youtube.com/watch?v=6o3-0f29ZHo
21.11.2014 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наши ссылки |