Адрес клуба (взрослые и дети)

Санкт-Петербург
ул.7-я Советская, д.16,
БЦ "Максимум" (во дворе)
4 этаж, п.45

(от метро «пл.Восстания»)

(от метро «Чернышевская»)

Тел. 8 (921) 438 53 98
e-mail

QR-код на соответствие Стандарту безопасной деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности

qr-code
Главная » Новости

Путь Чая - Chadō ( 茶道 )

 

 

20 ноября 2014 года профессиональный клуб Айкидо "Сутэми-додзё", в рамках мероприятий "Японская осень-2014" и благодаря позволению Натальи Бурмистровой, принял участие в закрытой чайной церемонии в исполнении профессора чайной школы Урасэнкэ (Япония), госпожи КАЦУРА Юко.

 

 

КАЦУРА Юко  (KATSURA Yuko) – преподаватель чайной церемонии школы «Урасэнкэ» ( 裏千家 - Urasenke), член Ассоциации "Урасэнкэ интернешнл" ( http://www.urasenke.or.jp/texte/)  .

Госпожа КАЦУРА начала занятия по чайной церемонии с малых лет, поскольку она происходит из старинного рода чайных мастеров по материнской линии. Сегодня она является одним из главных членов школы чайной церемонии «Урасэнкэ» и проводит демонстрации чайной церемонии в учебных заведениях Японии и за рубежом. Является лауреатом различных премий по столовому этикету и чайной церемонии в Японии, а также профессором L.M. Montgomery Institute.

 

 

Школа "Урасэнкэ" является одной из трёх ( другие - Омотэсэнкэ, Мусякодзисэнкэ) школ японской чайной традиции, непосредственно происходящих от их общего основателя - Сэн-но Рикю ( 千利休 - Sen-no Rikyū) 

 

 

Японская чайная церемония " тя-но ю" (茶の湯  - cha-no yu) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями. По праву называется "Путь Чая/ Тя-До" ( 茶道 - Sadō/ Chadō ).

 

 

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. В XII веке монах Эйсай (栄西禅師 - Eisai/Yōsai Zenji ) способствовал введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото-но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая.

 

 

К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев.

 

 

Начиная с правления сёгунов ОДА Нобунага и ТОЁТОМИ Хидэёси культура японской чайной церемонии стала разительно отличаться от китайской, следуя японским принципам "ваби" (侘び - wabi) - стремление к простоте, скромности, внутренней силе, сдержанности, естественности ; и "саби" ( 寂び - sabi) - стремление к внутренней красоте, неподдельности, очарованию старины. Вместе эти два принципа "ваби-саби" олицетворяют чувство светлой меланхолии и духовной жажды в противовес напыщенности и праздному убранству, излишествам и подмене истиной красоты вещей и природы.

 

 

Появились чайные домики в виде небольшого крестьянского дома с соломенной крышей и очень низким и узким входом (войти возможно лишь на коленях, склонив низко голову). Появились чайные чаши из керамики ручной и грубой работы. Всё создавало красоту изящества Пустоты и благости Покоя.

 

 

Но подлинный расцвет японская чайная церемония обрела  именно благодаря знаменитому чайному мастеру - Сэн-но Рикю, который был духовным наставником сёгуна-тирана ТОЁТОМИ Хидэёси, и не побоялся бросить ему вызов (смотрите фильм "Смерть мастера чайной церемонии/ Sen no Rikyu: Honkakubô ibun", 1989г. с МИФУНЭ Тосиро в главной роли).

 

 

Чайные домики ("тясицу") стали еще меньше (всего на два татами), но зато появились практика создания сада ("тянива") и дорожки, ведущей сквозь сад к чайному домику ("родзи")

 

 

Сэн-но Рикю также разработал много приборов для чайной церемонии, включая цветочные контейнеры, черпак для чая и крышку, выполненную из бамбука и также используемую ежедневно для чайных церемоний

 

 

Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Он также разработал простой стиль аранжировки цветами ("тябана") и традицию использования свитков с каллиграфией ("какэмоно/ какэдзику") , что являлась девизом-размышлением ("коан") данной чайной церемонии.

 

 

Помимо этих новшевств, определивших ход развития истории японской чайной церемонии, Сэн-но Рикю, основал свою собственную школу Сэнкэ  (千家流 - Senke-ryū), использующей очень простые приборы и обстановку.

 

 

Эта школа стала воплощением 4-х главных принципов Пути Чая: 

гармонии "Ва" (和 - wa), почтительности "Кэй" (敬 - kei), чистоты "Сэй" (清 - sei) и тишины/покоя "Дзяку" ( 寂 -jaku).

Этот принцип школы Рюкю ( Wa Kei Sei Jaku) и стал девизом мастер-класса госпожи КАЦУРА Юко.

 

 

После приветственного слова Генерального Консула Японии в Санкт-Петербурге, господина ЯМАМУРА Ёсихиро,

 

 

профессор КАЦУРА Юко рассказала об истории возникновения японской чайной церемонии, обустройстве чайного домика и прилегающего сада, символике основной чайной утвари, сезонности использования сладостей ("омогаси" и "хигаси"), значении 4-х главных принципов "тя-но ю"

 

 

Затем чайный мастер приступила к демонстрации самой церемонии

 

Путь Чая

Путь ЧаяПуть ЧаяПуть Чая

Путь Чая

Путь ЧаяПуть ЧаяПуть Чая
Путь ЧаяПуть ЧаяПуть Чая

 

После окончания демонстрации чайной церемонии госпожа КАЦУРА представила публике своих ассистентов ("отомо"),

 

 

а приглашенные гости получили редкую возможность вкусить настоящий японский чай - "маття" ( 抹茶 - matcha), заботливо приготовленный для них

 

Путь ЧаяПуть Чая

 

Многие гости отметили, что во многом благодаря чайному мастеру, госпоже КАЦУРА, чьё поведение разительно отличалось от местных последователей "тя-но ю", в атмосфере тишины, покоя, благожелательности они ощутили себя свободно, не скованными правилами, даже правилами этикета. Высшее проявление этикета — его отсутствие, когда всё само по себе происходит. Ведь чайные мастера Японии искали не правильные пропорции, не идеал прекрасного (некий принцип золотого сечения) или способы создать культ элитарной духовности, а стремились к созданию атмосферы беспрепятственного общения, согласия, естественности.

Особенно гостей поразили безупречность и тщательность госпожи КАЦУРА в выборе чайной утвари, создании пространства импровизированной чайной комнаты и идеальное сочетание нарядного кимоно, причёски и внутреннего сияния личности самого чайного мастера в согласии с осенним сезоном!

 

Японская чайная церемонияЯпонская чайная церемонияЯпонская чайная церемония
Японская чайная церемонияЯпонская чайная церемонияЯпонская чайная церемония
Японская чайная церемонияЯпонская чайная церемонияЯпонская чайная церемония

 

Когда ученики спросили у Рикю: «В чем секрет Пути чая?», он ответил: «Их семь. Приготовьте такой чай, чтобы гости получили удовольствие. Положите уголь таким образом, чтобы вода закипела быстро. Поставьте цветок так, чтобы он ожил. Летом должно быть прохладно, зимой — тепло. Приходите немного раньше условленного времени. Приготовьте зонт, даже если нет дождя. Расположитесь сердцем к каждому из гостей»

Эти семь принципов Рикю наряду с четырьмя правилами — Гармония, Почтительность, Чистота, Спокойствие, — должны постоянно присутствовать в сердце каждого, кто следует Пути Чая.
Если четыре правила касаются души человека, исповедующего Путь Чая, то семь принципов имеют в виду, как нужно вести себя с другими.

Нельзя забывать, что вложить всю душу в приготовление чая, проявить истинность сердца ( "магокоро" - 誠心 / magokoro -"искренняя чистота сердца") важнее, чем соблюсти правила ритуала или искусно подобрать чайную утварь. Хочется верить, что  местные последователи "Тядо" во главе с Натальей Бурмистровой смогут оценить глубину урока подлинного чайного мастера - КАЦУРА Юко!

 

 

Ведь, как говорил КАВАБАТА Ясунари: "Путь Чая — это не только церемония, устраиваемая в чайном доме. Смысл Пути Чая — в обновлении нашей повседневной жизни. В этом ее истинное назначение". 

 

Полный фотоотчет смотрите здесь - http://vk.com/sutemidojo

Два видео о чайной церемонии:

1) Основатель Айкидо, УЭСИБА Морихэй, и его супруга, О-Хацу ( начиная с 11 минуты) - http://www.youtube.com/watch?v=isAYqzkBTsk 

2) Третий Досю, УЭСИБА Моритэру ( с 30 минуты) - http://www.youtube.com/watch?v=6o3-0f29ZHo

 

 

 

21.11.2014

Наши ссылки