Адрес клуба (взрослые и дети)

Санкт-Петербург
ул.7-я Советская, д.16,
БЦ "Максимум" (во дворе)
4 этаж, п.45

(от метро «пл.Восстания»)

(от метро «Чернышевская»)

Тел. 8 (921) 438 53 98
e-mail

QR-код на соответствие Стандарту безопасной деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности

qr-code
Главная » Новости

День культуры (文化の日)

銀も金も玉も何せんに まされる宝 子にしかめやも

shirogane mo kogane mo tama mo nanisen-ni masareru takara ko-ni shikame yamo

 

Для чего нам серебро,

Золото, каменья эти?

Всё - ничтожно.

Всех сокровищ

Драгоценней сердцу дети!

ЯМАНОУЭ-но Окура, 660-733 (пер.А.Глускиной)

 

 

 

Необъятные просторы нашей Родины  позволяют считать ближайшим соседом  для нас не Францию, а Японию, чей огромный культурный потенциал и его многообразие не перестают восхищать душу и сердце жителя России!

Взаимопроникновение двух начал мира природы и мира человека стало основой японской культуры. Нравственные ценности воплощаются в образах природы и раскрываются через образ человека.

 

 

Время сменяет сезоны. И вот уже земля укрыта красочным ковром, сотканным художницей по имени Осень из абрикосово-золотых листочков "гингко" (銀杏, ichō), багряно-алых листьев дланевидного клёна (紅葉, momiji) и серебристого утреннего инея (朝の霜, asa-no shimo).

 

 

Именно в начале ноября, 3-его числа, в Японии традиционно отмечается государственный праздник - Бунка-но Хи (文化の日, Bunka-no Hi).

Национальное празднование Дня культуры было учреждено в 1948 г. и совпало с днём рождения императора Мэйдзи, благодаря усилиям которого Япония пережила политическую, индустриальную  и социальную  революции, воспряв в новом облике эпохи подлинного Ренессанса культуры Японии.

 

 

В этот день по всей Японии проходят масштабные празднования, включающие представления, парады, соревновательные игры, открытие художественных выставок и шествие в одежде и костюмах эпохи Эдо. Большинство музеев открыты бесплатно, а в то время, как в парке Мэйдзи проходят показательные выступления самураев, в Императорском дворце г.Токио проходит церемония награждения выдающихся деятелей  искусства, науки и образования одной из высших наград Японии - орденом Культуры ( 文化勲章, Bunka-kunshō). Примечательно, что эта награда была учреждена ещё в 1937; не имеет степеней, так как считается, что заслуги в области культуры классифицировать невозможно; а за основу ордена выбран цветок японского мандарина (橘, tachibana) - символ вечности, ведь деятельность в области культуры имееет непреходящее, вечное значение. Среди орденоносцев знаменитые учёные, писатели, поэты, актёры, борцы, художники, скульпторы, кинорежиссёры, мастера национальных воинских искусств и т.д.

Девиз праздника: "Развивать культуру в духе свободы и мира" 

 

 

До реставрации Мэйдзи (明治維新, Meiji Ishin) самураи были единственной социальной группой, имеющей достаточное образование. Реформы императора Мэйдзи спасли не только страну от оков изоляции и отчуждения от внешнего мира, но и подарили каждому гражданину возможность получить свободу выбора в области образования - будь то классического (национальные виды искусства и культуры) или же западного (из первых уст приглашённых преподавателй Голландии, Англии и Франции). Впервые со времён создателя японской письменности, мыслителя и просветителя, Кобо-Дайси ( 弘法大師, Kōbō-Daishi), и клана Фудзивара (藤原氏  Fujiwara-shi), много сделавших  в эпоху процветания Хэйан до наступления затяжных периодов бесконечных войн, был провозглашён курс на создание в стране "просвещённой цивилизации" ( 文明開化, bummei kaika).

 

 

Важным признаком культурного человека является грамотность. Мелкая моторика развивает наш мозг, а  навыки каллиграфии - интеллект. И поскольку реформация Мэйдзи сняла вуаль элитарности с образования, то каждый японец получил возможность овладеть письменностью и научиться читать, независимо от класса и социального статуса: крестьянство, ремесленники, городская беднота, мелкая буржуазия, разорившиеся мелкопоместные феодалы.

 

 

Стоит отметить, что как в древние времена, так, к сожалению, зачастую и сейчас, отнюдь не все мастера воинских искусств понимали  суть целостности устройства мира, выраженного в девизе:

" Путь воинских искусств и Путь образования пролегают неразрывно друг от друга" ( 文武両道, BunBu ryōdō).

Как и не осознают, что согласно семантике иероглифа "Путь" (,  Dō)  по духовному Пути Знания может вести только образованный человек, умеющий видеть и слышать (т.е. обладать открытым умом!), а не смотреть (на свои награды и титулы) и слушать (хвалебные панегирики в свой адрес).  

Такие великие личности, как основатель дзюдо - КАНО Дзигоро (KANO Jigoro, 1860-1938), "отец  каратэ" -  ФУНАКОСИ Гитин (FUNAKOSHI Gichin, 1868-1957), патриарх Айкидо - УЭСИБА Морихэй (UESHIBA Morihei, 1883-1969), вышли из эпохи Мэйдзи. Они были её детьми, несущими в себе все противоречия, амбиции и надежды того времени.

 

 

Этот трудный путь жизни первооткрывателей современных восточных единоборств хорошо описан в книге Джона Стивенса "Три мастера Будо" (Three Budo Masters by John Stevens, 1995),  плоды же их миссионерского просвещения явлены в книгах, чьи названия являются духовным посылом для будущих поколений, позабывших ныне о развитии ума, а не мускулов; о постижении внутренней сути, а не поверхностных техник; об открытии духовного сердца, а не гонки за эффектностью приёмов борьбы.

 

 

Духовный наставник, ДЭГУТИ Онисабуро (DEGUCHI Onisaburo, 1871-1948), был уникальной личностью - мыслителем, просветителем, полиглотом, скульптором, художником, керамистом, каллиграфом, мастером перевоплощений, лекарем, магом, воином. Встреча с ним будущего создателя Айкидо предопределило создание нового воинского искусства, ведь разница с параноидально опасным и тщеславным учителем Дайто-рю дзюдзюцу (с 1921 г.- Дайто-рю Айки-дзюцу), ТАКЭДА Сокаку (TAKEDA Sokaku, 1959-1943), владеющим смертельными приёмами клана Айдзу, но не грамотой и своей психикой, была разительна.   

 

 

И если Такэда открыл Уэсиба практическую сущность Будо, то Дэгути - внутреннюю суть  и священное предназначение воинских искусств. Благодаря ему УЭСИБА Морихэй  стал  не только изучать древние тексты Японии (Кодзики, Нихон рёики, Нихон сёки, Фудоки), каллиграфию, иностранные языки, классическую литературу, историю, основы медитации и энергетическо-дыхательных практик, трактаты о воинской стратегии и тактике, труды выдающихся мастеров Будо (Миямото М., Мунэмори Я., Тэссю Я., Ямамото К. и др.), но и наблюдать за природными явлениями, осознавать суть вечных превращений и трансформаций в природе, быть чутким к переменам состояния сознания и психики всех живых существ, животных и людей.

И в 1925 году получил духовное благословение от мастера Дэгути: "Пусть искусство воина служит созданию царства гармонии в этом мире".

Ученики Основателя Айкидо продолжили путь объединения культурного образования и практики воинских искусств. Среди них надо выделить следующих персоналий:

 

 

Первым обладателем 8-го дана по Айкидо (11.02.1940г., в то время, как 8 дан по дзюдо был присуждён только в 1978г.) был старший инструктор Айкикай Хомбу додзё (вплоть до 1958г.), ТОМИКИ Кэндзи (TOMIKI Kenji, 1900-1979) - ученик двух выдающихся личностей, основателя Дзюдо и патриарха Айкидо. По праву можно было считать его настоящим профессором (не по должности, а по учёной степени и глубине познаний в области воинских искусств, в сферах науки и культуры). Именно он первым привёз Айкидо в США в составе делегации мастеров дзюдо в феврале 1953г., а не ТОХЭЙ Коити, который оказался на материке значительно позднее. И именно он возглавлял Олимпийский комитет Японии в 1964 г., во время проведения летних Олимпийских игр в г.Токио, выведя Дзюдо и Айкидо на новый уровень образования и культуры.

 

 

Вторым следует отметить обладателя 9-го дана по Айкидо, АРИКАВА Садатэру (ARIKAWA Sadateru, 1930-2003), который был учеником двух выдающихся личностей - "отца Каратэ" и патриарха Айкидо. Единогласно все считали его "ходячей энциклопедией" Будо и Айкидо, хранителем традиций Кобукай-Айкикай,  уникальным исследователем и коллекционером материалов по истории важной составляющей части общей культуры Японии - истории воинских искусств. Именно он был первым главным редактором вестника "Айкидо Симбун", которым руководил с 1958 по 1974 гг., вплоть до появления журнала Стэнли Пранина "Айки Ньюс". 

 

 

Третим является ныне здравствующий обладатель 9-го дана по Айкидо, ТАДА Хироси (TADA Hiroshi, р.1929), ученик блистательного мастера Каратэ, НАКАЯМА Масатоси (NAKAYAMA Masatoshi, 1913-1987), и патриарха Айкидо, УЭСИБА Морихэй. Младший коллега ТОМИКИ Кэндзи по университету Васэда и ОКУМУРА Сигэнобу (OKUMURA Shigenobu, 1922-2008), которого сменил на посту главы старейшин Айкикай Хомбу додзё. Блистательный мастер Айкидо и талантливый лектор во время Всемирных конгрессов Айкидо. Признанный гений "ментального" Будо (精神武道, seishin budō).

 

 

Несмотря на важность единства "меча и кисти", нынешние невежды практически не читали книг Донна Дрэгера (Donald "Donn" Frederick Draeger, 1922-1982), спешат уйти с лекции Малькома Тики Шэвана (Malcolm Tiki Shewan, р.1951) по истории воинских искусств в 2006г. из клуба на Обводном, а затем ничего не делают для публикации русскоязычного издания его книг или книг Паскаля Кригера (Pascal KRIEGER, р.1945). Таким образом, ситуация в России, когда титул "профессора или академика" является обычным симулякром, а понятие "гранд-мастер" - фикцией,  становится очевидной. Притом прогрессирующая деградация существующих инструкторов восточных единоборств находит отражение как в переписке на страницах форумов или социальных сетей, так и в обиходном общении на татами или культурных мероприятий в рамках фестивалей "Японская осень в СПб" и "Японская весна в СПб".

 

«Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек», Сергей Капица (1928—2012). 

 

Торопитесь дать возможность себе и своим детям прикоснуться к культуре в единственном в СПб профессиональном клубе Айкидо "Сутэми-додзё", где уделяется огромное внимание целостному воспитанию культурного человека!

文は人なり (bun-wa hito nari)

 

 

В пятницу, 3 ноября, профессиональный клуб Айкидо "Сутэми-додзё" в рамках мероприятий 14-го фестиваля  "Японская осень в Санкт-Петербурге" приглашает всех на празднование Дня культуры (Бунка-но Хи).

 

В программе:

14:00 - бесплатная экскурсия в Кунсткамеру с просмотром экспонатов коллекции  предметов культуры и быта Японии

19:30 - краткая лекция по истории японской письменности (в додзё)

19:50 - мастер-класс по японской каллиграфии  (в додзё)

21:00 - совместное чаепитие с вкушением даров осени (в додзё)

 

01.11.2017

Наши ссылки